Классный час – размышление Подготовительный этап

Загрузка...





Скачать 80.61 Kb.
НазваниеКлассный час – размышление Подготовительный этап
Дата публикации24.04.2014
Размер80.61 Kb.
ТипКлассный час
www.top-bal.ru > Философия > Классный час

© Ширяева С.А. МОЛУ СОШ №7 город Шаря

Классный час «Поспешай делать добро»
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»

Л.Н.Толстой
«Во внутреннем мире человека добро – это солнце»

В. Гюго
Цель: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.

Форма: классный час – размышление

Подготовительный этап:

  • Совместно с учителем литературы предложить ученикам написать сочинение на тему добра и зла:

  • Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.(Л.Бетховен)

  • Добро помни, а зло забывай (пословица)

  • Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.(Эзоп)




  • Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.

  • Нарисовать символы добра и зла.


Можно использовать следующие пословицы и поговорки о добре и зле
В добре жить хорошо

Делать добро спеши

Доброе дело в воде не тонет

Доброе дело крепко

Доброму делу не кайся

Добро и во сне хорошо

Злой не верить, что есть добрые люди

На свете не без добрых людей

С добрым жить хорошо

Зла за зло не воздавай

Где гнев, там и милость

Во зле жить – по миру ходить

У злой Натальи все люди канальи

Доброе слово лечит, а злое калечить

Доброта без разума пуста

Кто любит делать добрые дела, тому и жизнь мила

Доброе дело питает и душу и тело

Что не сделаешь силком, того добьешься добром

Добрые умирают, да дела их живут

За доброго человека сто рук


Ход классного часа:
Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

А.Чепуров

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей истории человечество пытается ответить на эти вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Продолжите фразу:

«Доброта – это…»

«Добрый человек – это…»
«Добро- всё положительное, хорошее, полезное» (С.И.Ожегов)

Добрым считают отношения доверия, справедливости, милосердия, любви.

Добро в первую очередь связано с умением сострадать, сочувстствовать. Сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца
Упражнение «Добро и зло»

Придумать и объяснить слова с корнем «добро» и «зло». Примеры:

та сть

порядочность радство

душие вредность

Добро - деятельность Зло - деяние

сердечность памятность

совестность язычие

желательность пыхательство
?
Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя свою доброту в делах?

Можно ли человека принудить быть добрым

^ Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения является умение прощать?


Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Уже в IVдо нашей эры древнегреческий философ ^ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье». Эту мысль продолжил в I веке нашей эры римский философ Сенек: «Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». Вспомним слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

?
^ Ребята, а какие высказывания писателей о доброте знаете вы?

( домашнее задание)


  • Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. (М.Сервантес)

  • Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Ж.-Ж.. Руссо)

  • Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе. (У.Шекспир)

  • Доброта. Вот качество, которое и я желаю приобрести больше всех других. (Л.Толстой)

  • Знания должны увеличиваться с добротой. (Ф.Искандер)

  • Лучшее, что я храню в себе, это чувство к добрым людям. ( М.Пришвин)

(стихи )
Обсудите мнение знаменитых мыслителей, писателей, христианских вероучителей, высказанные на этот счёт, которые могут быть нравственным ориентиром:

  • Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций (др. китайский мыслитель ок. 551-479 г.г. до н.э.)

  • Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. (Матфей 5:39)

  • Зло может остановить добро (древняя мудрость)

  • Попробуй не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. (писатель Михаил Рощин)


( обсуждение можно начать со слов: «Меня затронуло в этом высказывании…»

«Я не согласен с этим высказыванием, потому что…» «Мне кажется здесь важным то, что…»)

^ Ситуативный практикум:

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите?

  • Пройдёте мимо?

  • Попытаетесь ему помочь?

Как поступит человек : подчинится жажде мщения и вступит в «порочный круг или сможет побороть это разрушительное желание?
Прочитать отрывок из повести «Матерь человеческая» Виталия Закруткина.(классные часы. 6 класс..2008год. стр.43)

Писатель создаёт исключительную ситуацию: вовремя Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелищем остаётся одна Мария, мужа и сына которой повесили.


^ Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение?

( Ненависть слепая злоба захлестнули Марию. Сдавили сердце. Алый туман застил ей глаза. Алый – цвет крови. Месть – этот первое чувство, которое испытывает человек, когда обидели его или родных.)

^ Почему вдруг «мстительная решимость» покинула Марию и она «выронила вилы, ноги её подкосились»?( Девять ступенек, число символично – 9 ступенек ада. Месть – этот грех. Грех ведёт к аду. Призыв мести – убей убийцу. Заповедь гласит – не убий.

^ Два образа Марии: смерть и мать)

Что остановило женщину? Какое слово? ( Мама)

Почему она так поступила? Почему она так отреагировала на это слово, ведь это был враг? (Она поняла, что он такой же мальчишка, как её сын, что это безвинный ребёнок, что у него тоже есть мать, которая будет его оплакивать. И материнское чувство взяло верх над чувством злобы)



?


Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло.

Зло противостоит добру. Зло – всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.

Зло – это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения. зло – это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло – когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора..

Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует.

?
^ А мы, добрые души, живём по совести, и что мы кроме этого имеем?

Как вы относитесь к таким суждениям?

Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?


Вот как об этом говорили великие мыслители прошлого.

  • Ни один злой человек не бывает счастлив. Ювенал (около 60-127игг., римский поэт-сатирик)

  • Жизнь злых людей полна тревог. Д. Дидро (1713-1784, французский философ)

  • Если не хочешь страха- не чини зла. Кабус, (таджикский поэт)

В сказках всегда добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое.
Предлагается послушать притчу ( классные часы 5-7 классы, стр.163)

?
^ Значит не надо делать добра?

Жить по пословице «не делай добра – не получишь зла?

У вас случалось такое , что вас за доброе дело наказывали?

Во что может превратиться человек, помнящий только зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе?



Предлагается детям продемонстрировать свои рисунки, на которых изображены символы добра и зла, высказать свои суждения.
Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в преддверии могилы

Лишь зло пожнём.

Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро - творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится…
Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:

«Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни. Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
Может быть, поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими словами: З - земля. Л - люди, М - мыслите, буква Д обозначалась словом Добро.
Азбука как бы призывала:

ЛЮДИ ЗЕМЛИ, ^ МЫСЛИТЕ, ДУМАЙТЕ И ТВОРИТЕ ДОБРО!

* * *

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

Тропою

Доброты

И радость помоги найти кому-то.

^ Я. Романов

* * *

Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.

^ А. Лесных
* * *

Ах, как добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда другим они необходимы.

М. Лисянский
* * *

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда–то

Хоть чем–то согрели меня.

Согрели своей плащ- палаткой,

Иль тихим шутливым словцом.

Иль чаем за столиком шатким.

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник. Как счастье, как чудо

Идёт доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле.

Ю. Друнина.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час – размышление Подготовительный этап iconПраздник «Осенние посиделки». Жоглова Ю. А. Подготовительный этап
Подготовительный этап: класс разбит на команды. Каждая команда сидит за отдельным столом, оформленном в осеннем стиле

Классный час – размышление Подготовительный этап iconКлассный час-размышление «Поговорим об ответственности»
Подбор научно-методической, публицистической и ху­дожественной литературы по теме классного часа

Классный час – размышление Подготовительный этап iconКлассный час «Давайте познакомимся!»
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»

Классный час – размышление Подготовительный этап iconКлассный час для учащихся 9 класса
Предлагаемый классный час – час общения на тему любви. В сценарии использованы различные воспитательные методы (беседа, дилемма,...

Классный час – размышление Подготовительный этап iconКлассный час на тему «Все о кошках»
Мкоу «Косьинская сош» прошел классный час на тему «Все о кошках». В программе были: конкурс костюмов для усатых питомцев, стихи и...

Классный час – размышление Подготовительный этап iconКлассный час «День матери» (5 класс) Цели
Наш классный час сегодня мы посвятим именно им, самым родным, близким, любимым, нашим мамам

Классный час – размышление Подготовительный этап iconКлассный час пояснительная записка
Классный час включает разнообразные виды деятельности – беседу по произведению, практическую работу раскрашивание, дидактическую...

Классный час – размышление Подготовительный этап iconКлассный час «Как прекрасно это слово – мама!» (2 класс)
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы собрались на классный час, который называется

Классный час – размышление Подготовительный этап iconКлассный час «Административные правонарушения и закон 2-3 курс октябрь...
Классный час «Влияние вредных привычек на физическую и умственную работоспособность»

Классный час – размышление Подготовительный этап iconКлассный час. «Что за прелесть эти сказки»
Ведущий достаёт вопрос из того конверта, цифра которого совпала с цифрой на грани кубика. Время на размышление – 5 секунд. Правильно...



Школьные материалы
Загрузка...


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
www.top-bal.ru

Поиск